«Небольшая повесть и новелла Алексея Небыкова рассказывают о событиях на Сахалине, однако разнесены по времени: первая вещь посвящена 1939 году, вторая связана с нашими днями. Их объединяет философская мысль, что зло побеждает экзистенциально, потому что мир лежит во зле, но у человека всегда есть выбор: примкнуть к нему или попытаться противостоять. Вряд ли единица изменит мировой порядок, но хотя бы спасет свою душу. «Обещание Карафуто» по концепции, как ни странно, напоминает известный роман француза Шаландона «Сын негодяя». В первом тексте речь идет об организованном забое морских котиков, где работники-японцы наслаждаются живодерней и еще подкрепляют себя убеждением, что так уж устроен мир – кровь, жестокость, несправедливость, право сильного, тайное зло и безнаказанность. Именно такого мнения придерживается и один из центральных персонажей Шаландона, фашистский деятель Клаус Барби (Барбье). В речи на судебном процессе палач и его адвокат разглагольствуют о том, что кровавые режимы и истребление населения – вообще норма для многих стран, но никто же не судит африканских диктаторов за их «образ управления». В то время как почему-то прицепились именно к немцам, словно они самые виноватые на этой планете, а они просто хотели сделать мир лучше! Как ни абсурдно такое рассуждение, однако и японский Капитан придерживается сходной морали: да, мир лежит во зле, и не нам менять его порядок, а порядок вообще нужно поддерживать и бороться с теми, кто пытается его нарушить, хотя бы и в христианских целях. Впоследствии он подкрепляет свои убеждения делом, убивая (либо потворствуя смерти) студента, пытающегося распугать обреченных морских котиков...»